Нью-Йорк, 11 августа 2020 г. – Власти Кыргызстана должны немедленно освободить узбекского журналиста Бобомурода Абдуллаева и дать ему возможность свободно работать, заявил сегодня Комитет по защите журналистов.
9 августа сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана задержали Абдуллаева, независимого журналиста, гражданина Узбекистана, в Бишкеке, согласно новостям и адвокату журналиста Тимуру Карабаеву, с которым КЗЖ связался по телефону.
Вчера Абдуллаев предстал перед Первомайским районным судом г. Бишкека, где судья заявил, что его арест является следствием запроса об экстрадиции от узбекских властей за якобы «распространение материалов, направленных против существующего конституционного строя Узбекистана, через социальные сети», и вынес решение о заключении Абдуллаева под стражу на 30 суток до принятия решения по запросу об экстрадиции, как рассказал Карабаев.
По словам Карабаева, журналиста держат в Государственном комитете национальной безопасности Кыргызстана в Бишкеке.
Карабаев сообщил КЗЖ, что подписал с судом соглашение о неразглашении, которое запрещает ему раскрывать подробности дела Абдуллаева, но отметил, что журналист отрицает обвинения и собирается подавать апелляцию.
«Власти Кыргызстана должны отклонить запрос Узбекистана об экстрадиции узбекского журналиста Бобомурода Абдуллаева и немедленно освободить его», – сказала Гульноза Саид, координатор программы КЗЖ по Европе и Центральной Азии. – «Абдуллаев в прошлом пострадал от узбекских спецслужб за свою журналистскую деятельность и может снова подвергнуться пыткам и жестокому обращению в случае принудительного возвращения на родину. Он должен иметь возможность работать журналистом беспрепятственно, безопасно и без страха репрессий».
По словам Карабаева, Абдуллаев перебрался в Кыргызстан в феврале для четырехмесячной учебы в Американском университете Центральной Азии в Бишкеке, а по истечении срока пребывания вынужден был остаться в стране из-за ограничений на поездки, введенных в условиях пандемии COVID-19.
Узбекские власти обвиняют Абдуллаева в написании критических постов в адрес правительства под псевдонимом «Qora Mergan» на Telegram-канале с 3000 подписчиками, согласно новостям и словам самого Абдуллаева, который выступил в видеоинтервью, данном во время его задержания и опубликованном радиостанцией «Свобода», финансируемой Конгрессом США.
25 июля в ответ на утверждения в социальных сетях о том, что именно он является создателем аккаунта, Абдуллаев опубликовал на своем YouTube-канале видео, в котором отрицал свою причастность к «Qora Mergan».
11 августа «Qora Mergan» опубликовал заявление, в котором отрицается, что Абдуллаев является автором публикаций.
Как сообщил КЗЖ Карабаев, 10 августа адвокаты журналиста обратились в бишкекский офис Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев с просьбой предоставить Абдуллаеву политическое убежище.
Согласно исследованию КЗЖ, в сентябре 2017 года узбекские власти обвинили Абдуллаева в «посягательстве на конституционный строй» за публикацию статей с критикой правительства. Он был освобожден в мае 2018 года, как сообщал КЗЖ.
По данным КЗЖ, до ареста в 2017 году Абдуллаев под разными псевдонимами сотрудничал с независимым региональным новостным сайтом «Фергана», узбекской радиослужбой «Озодлик» и Лондонским Институтом освещения войны и мира.
КЗЖ не смог найти примеров его журналистской деятельности с тех пор, как он был освобожден из тюрьмы, кроме канала YouTube, на котором Абдуллаев обсуждает журналистику.
После ареста Абдуллаева Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана выпустил пресс-релиз, в котором говорится, что гражданин Узбекистана находится под стражей в ожидании решения по запросу об экстрадиции из Узбекистана. Дата в пресс-релизе была указана как 8-е, а не 9 августа, и задержанный был идентифицирован только по инициалам «A.Б.», однако жена Абдуллаева, Куттикиз Балхибоева, подтвердила КЗЖ в телефонном интервью, что дата рождения, указанная в пресс-релизе, совпадает с датой рождения ее мужа.
КЗЖ отправил электронное письмо в пресс-центр Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана и в Генеральную прокуратуру Узбекистана для получения комментариев, но не получил ответов.